Airships at War


Barrage Balloons vs German Cruise Missile V-1


English


Крылатая ракета (самолёт-снаряд) V-1
Крылатая ракета (самолёт-снаряд)
V-1 ("Фау-1")
Известна также под обозначениями
Fi-103, FZG 76, A-2

 

Info
Можно прочесть отрывок из книги
"Боязнь малой высоты",
рассказывающий о том, что же такое
"крылатая ракета"!

 

 

 

Устройство крылатой ракеты V-1
Устройство
крылатой ракеты V-1

Можно посмотреть более подробно:

носовая часть           хвостовая часть

 

 

 

V-1 в полёте
Крылатая ракета
V-1 в полёте

 

Заграждение из аэростатов Mk-VII
Заграждение из аэростатов Mk-VII
на подступах к Лондону

 

Аэростатный пост
Аэростатный пост
на побережье Англии

 

 

Аэростат Mk-VII
Трос аэростата Mk-VII
выдержал удар крылатой ракеты
(обломки рядом)

Крыло самолёта-снаряда V-1
Крыло самолёта-снаряда V-1,
как консервным ножом вскрытое
тросом аэростата заграждения...

Перерубленный тросом аэростата фюзеляж
... и перерубленный тросом фюзеляж

 

 

Король Георг VI
Король Георг VI осматривает стартовую
площадку аэростата заграждения

 

 

Женщина-доброволец из WAAF
Как в СССР, так и в Великобритании
в частях аэростатов заграждения
в основном служили женщины-добровольцы

 

 

Советский способ применения АЗ против КР
Советский способ
применения аэростатов заграждения
против самолётов-снарядов

 

Аэростатный барраж на защите Ленинграда
Аэростатный барраж
на защите Ленинграда
(аэростаты КО-1)

Подъём аэростата на Ленинградском фронте
Подъём аэростата КТН
на Ленинградском фронте

 

Система ПРО Лондона
Система
противоракетной обороны Лондона

Система ПРО Ленинграда
Система
противоракетной обороны Ленинграда

 

 

 

 

Крылатая ракета BGM-109 "Томагавк"
"Оружие возмездия" поновее -
крылатая ракета BGM-109 "Томагавк"

 

Сравнительные размеры крылатых ракет
Сравнительные размеры
крылатых ракет Х-55 (1984) и V-1 (1944)


Дополнительную информацию по
крылатым ракетам V-1
можно найти на сайтах:

Luftwaffe Resource Group

Kais' WWII German
Secret Weapons Listing

V-Missiles - The V-1 and V-2

Можно также скачать в формате . pdf
небольшую, но хорошую работу (на англ. яз):

Maj. Kirk M. Kloeppel
The Military Utility of German Rocketry
During World War II

Также можно прочесть отрывок из книги
"Боязнь малой высоты"

Guestbook
Гостевая книга

Mail
Почта

 

 

Это очень сокращённый вариант большой статьи, написанной мной вместе с М. И. Павлушенко. Этот же вариант был опубликован в №2 "Сборника аналитических материалов РВО" в 1999 году. Полный вариант статьи (с большим количеством редчайших иллюстраций) ещё нигде не печатался. Если у кого-нибудь есть предложения по его публикации - пишите!

Aэростаты заграждения против крылатых ракет V-1

По состоянию на сегодняшний день, крылатые ракеты (КР) массированно применялись всего четыре раза:

- фашистской Германией в 1944-1945 годах против городов Великобритании в качестве оружия "возмездия" за бомбардировки немецких городов английской авиацией;

- США в 1991 г. в ходе воздушно-наступательной операции "Буря в пустыне" по объектам Ирака в качестве "наказания" этой страны за агрессию против Кувейта;

- США и Великобританией в 1998 г. в ходе воздушно-наступательной операции "Лис пустыни" в качестве "наказания" Саддама Хусейна;

- США и Великобританией в 1999 г. в ходе воздушно-наступательной операции "Союзническая сила" для "наказания" неугодного НАТО и США Слободана Милошевича, а вместе с ним и всего народа Югославии.

Очевидно, что во всех этих случаях применение крылатых ракет диктовалось не столько военной необходимостью, сколько политическими мотивами. Крылатые ракеты, как наступательное оружие, полностью сохранили идеологию применения "оружия возмездия", заложенную в них еще пропагандистами Третьего Рейха. При этом, по мнению многих военных специалистов, боевые возможности КР сильно преувеличиваются пропагандой нападающей стороны. Таким образом, обладание КР превращается в политический козырь. Для того, чтобы побить этот козырь, любое государство должно иметь на вооружении менее или более эффективные средства противодействия крылатым ракетам.

Аэростаты заграждения в годы Второй мировой войны были одним из самых эффективных средств противодействия германским крылатым ракетам V-1 ("Фау-1").

Эти КР, как и баллистические ракеты V-2 ("Фау-2") стали орудием ведения тотальной войны, теория которой была разработана фашистскими военными экспертами. Новое "чудо-оружие" сразу стало оружием государственного терроризма, так как ракеты запускались не по военным объектам и группировкам войск, а по большим городам: Лондон, Париж, Манчестер, Антверпен, Льеж и Брюссель. Летом 1944 г. командование войск СС планировало нанести удар ракетами V-1 по Ленинграду, Москве, Куйбышеву, Челябинску, Магнитогорску. В январе 1945 г. германское руководство пригрозило Швеции, что применит V-1 против Стокгольма, если страна вступит в войну против Германии.

Когда англичане столкнулись с проблемой ракет V-1, то сначала всем казалось, что способов борьбы с ними не существует. Однако, впоследствии были выработаны довольно эффективные меры борьбы против крылатых ракет. В целом, систему ПВО преодолело только 33% V-1. Что касается V-2, то проблема борьбы с ними не была решена вплоть до тех пор, пока англо-американские войска не оттеснили немцев на расстояние, превышающее дальность полета ракет.

Ныне ситуация кардинально изменилась: защищающаяся сторона достаточно эффективно научилась бороться с баллистическими ракетами, а задача уничтожения современных крылатых ракет считается недостаточно решенной. Следовательно, опыт борьбы с V-1, в том числе и с помощью аэростатов заграждения, является весьма актуальным.

Что же собой представляла крылатая ракета (самолет-снаряд) V-1? Фюзеляж V-1 имел длину 7,6 м и диаметр – 0,82 м. Общая масса самолета-снаряда составляла 2750 кг. В носовой части помещалась фугасная боеголовка с 1000 кг (по другим данным – 700 кг) взрывчатого вещества. За боеголовкой размещался бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовую часть занимал упрощенный автопилот. Размах крыльев достигал 5,4 м. Высота полета составляла от 200 до 2000 метров, скорость - до 800 километров в час.

При необходимости боеголовка V-1 могла содержать химические отравляющие вещества. Боевая часть V-1, возможно, предполагала и ядерное оснащение - в последние 2 года войны немецкие ученые активно работали над атомной бомбой.

16 мая 1944 г. верховное главнокомандование вермахта отдало приказ на боевое применение V-1. Вечером 12 июня 1944 г. немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале, начали необычайно сильный обстрел английской территории через Ла-Манш, отвлекая внимание англичан от подготовки запуска самолетов-снарядов. В 4 часа ночи обстрел прекратился. Спустя несколько минут наблюдательным пунктом в Кенте был замечен странный "самолет", издававший резкий свистящий звук и испускавший яркий свет из хвостовой части. "Самолет" не спикировал на Кент, а продолжал полет над Даунсом. Он упал на землю с оглушительным взрывом в Суонскоуме, близ Грейвсенда, в 4 часа 18 мин. В течение последующего часа еще три таких "самолета" упали в Какфилде, Бетнал-Грине и в Плэтте. Это было началом так называемого "Роботоблица" – войны механизмов.

Главные свои усилия англичане срочно перенесли на организацию противовоздушной обороны Лондона, Бристоля и районов сосредоточения основных сил союзников для вторжения в Нормандию от самолетов-снарядов. Еще в декабре 1943 г. командование ПВО Великобритании приступило к разработке детального плана обороны от V-1 – "Дайвер". Вскоре обстоятельства потребовали составления другого плана, который предусматривал оборону английских городов и прикрытие с воздуха уже начавшейся подготовки десантной операции союзников.

Планом предусматривалось создание трех рубежей ПВО: на первом внешнем рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения (АЗ). Для обнаружения V-1 планировалось использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наземных наблюдателей.

АЗ предусматривалось развернуть сразу за линией зенитной артиллерии в количестве 500 постов. Линия аэростатных постов была перпендикулярна маршрутам полетов V-1.

Вскоре для английского командования стало очевидным, что выделенного количества наземных средств борьбы с V-1 недостаточно. ПВО Лондона усилили батареями, снятыми с обороны других городов. 28 июня в отражении налета V-1 участвовало 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Развертывались легкие зенитные пушки, зенитные танки королевского механизированного корпуса и ракетные установки. Были приняты срочные меры по увеличению в 2 раза числа АЗ.

Военно-морской флот оказывал помощь ПВО, высылая корабли к французскому берегу. Они находились в 7 милях от побережья с интервалом в 3 мили. Наблюдатели с кораблей предупреждали истребительную авиацию о приближении V-1 сигнальными ракетами и осветительными снарядами. Время полета V-1 от побережья до зоны зенитного огня составляло 5 минут, а от зоны зенитного огня до линии АЗ – 1 минуту.

Для повышения эффективности применения АЗ были испробованы различные приспособления к ним: сети, воздушные змеи, усы. Но эти приспособления затрудняли работу аэростатного поста и от них пришлось отказаться.

Самым удачным мероприятием, направленным на повышение эффективности ПВО от самолетов-снарядов, стала перегруппировка зенитной артиллерии из окрестностей Лондона непосредственно на побережье. АЗ остались на своих местах. В результате этого зона действий разделилась на две части: перед зенитно-артиллерийским поясом над морем и между тем же поясом и аэростатами заграждения над сушей.

После перегруппировки ПВО за одну неделю было сбито большее число КР, чем за любую предыдущую неделю. 28 августа явилось переломным днем: из 97 КР, пересекших Ла-Манш, 92 было уничтожено, 4 достигли Лондона, а 3 упали, не долетев до города. Таким образом, в августе 1944 г., когда обстрел Лондона V-1 достиг предела, ПВО добилась наивысшего успеха: к столице прорывались только отдельные КР. 29 марта 1945 г. на Англию упал последний самолет-снаряд Фау-1.

Немецкие крылатые ракеты V-1 нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Было убито 5864 человека, тяжело ранено 17197 и легко ранено 23174 человека. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина V-1 достигла цели, удары КР оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.

Аэростаты заграждения были, по существу, последним рубежом защиты Лондона от V-1. Несмотря на пассивную природу их противодействия, об их тросы разбился 231 самолет-снаряд. Причем большее их число приходится на период, когда интенсивность бомбардировок была наибольшей, а авиационно-зенитные средства ПВО перегруппировывались.

Действия ПВО Великобритании против V-1 в июне-сентябре 1944 г.

Показатель

Периоды

Всего

13.06-15.07

16.07-05.09

Количество V-1, запущенных в сторону Лондона

4361

4656

9017

Обнаружено системой ПВО Англии

2933

3790

6723

Преодолели систему ПВО

1693

1569

3262

Количество V-1, разорвавшихся в черте города

1270

1070

2340

Количество V-1, уничтоженных системой ПВО

1240

2221

3461

В том числе:      
- истребителями

924

847

1771

- зенитной артиллерией

261

1198

1459

- аэростатами заграждения

55

176

231

Процент сбитых V-1 к числу обнаруженных

42

58

50

Американские военные специалисты считали, что если бы немцам удалось усовершенствовать свои V-1 на 6 месяцев раньше и применить их в районах сосредоточения десантных сил и средств, то это чрезвычайно затруднило бы или даже сделало бы невозможным вторжение англо-американских сил во Францию.

Советскому командованию в 1944 г. стало известно, что войска СС планируют нанести удар ракетами V-1 по некоторым городам. При этом для увеличения дальности полета, сокращения потерь от средств ПВО и повышения точности удара, гитлеровское командование предполагало использовать пилотируемый вариант крылатой ракеты Fi 103 и летчиков-смертников. Знаменитый специалист по террористическим операциям Отто Скорцени уже отдал приказ набрать и подготовить 250 таких пилотов.

19 июля 1944 г. Военный совет артиллерии утвердил и направил в Войска ПВО "Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами". 10 августа 1944 г. Военным советом Ленинградской армии ПВО был утвержден план развертывания авиационных и зенитных средств на случай применения V-1 противником. 22 сентября в части ПВО были разосланы "Указания по борьбе с самолетами-снарядами "Фау-1".

В зоне ответственности Ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Средства ПВО располагались по зонам: первая – зенитная артиллерия, вторая – аэростаты заграждения и третья – истребительная авиация. Против V-1 выделялось четыре полка истребительной авиации, свыше 100 батарей зенитной авиации, свыше 100 батарей зенитной артиллерии (418 орудий) и более 2000 АЗ. Общая глубина зоны ПВО составляла 70-100 км.

АЗ развертывались по новой, необычной схеме. Посты выдвигались за город и уплотнялись. Их интервал составлял 300-400 м, высота подъема – до 2 км. Таким образом, плотность заграждения была 6-7 тросов на километр фронта при общей глубине аэростатной зоны 8 км. Аэростаты поднимались в пригородах Ленинграда и на баржах в Финском заливе. В отличие от обычного защитного ряда АЗ, применявшегося для защиты Лондона, советские аэростаты помимо основного привязного троса имели две боковых расчалки, повышающие вероятность налета КР на поражающие элементы АЗ. Привязной трос оснащался миной фугасного действия. Были значительно уплотнены боевые порядки системы ВНОС. 86 наблюдательных и ротных постов и 5 РЛС оповещали о подлете V-1 на удалении 120 км от Ленинграда. Фашистские войска не успели применить самолеты-снаряды против Советского Союза.

Весьма интересным представляется сравнительный анализ английской и советской аэростатных систем для противодействия V-1. Во-первых, в обоих случаях аэростаты заграждения применялись в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Единым было то, что ПВО Лондона и Ленинграда предусматривала создание рубежей трех разнородных сил: авиации, артиллерии и аэростатов. И в Англии, и в СССР для обнаружения и оповещения о налете V-1 использовались радиолокационные станции, а также наземные наблюдатели.

Отличие – для защиты Лондона на внешнем (первом) рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения. Для защиты Ленинграда на третьем рубеже разворачивалась зенитная артиллерия, на втором - аэростаты заграждения и на первом – истребительная авиация. Каждый боевой порядок имел свои достоинства и недостатки. В английском способе аэростатам отводилась роль своеобразного последнего заслона крылатым ракетам, все-таки прорвавшимся к городу. Это было связано с тем, что зенитной артиллерии запрещалось сбивать V-1 над городом (сбитые ракеты своим взрывом также наносили ущерб). В советском способе аэростаты играли роль своеобразного сита. На прошедших через него крылатых ракетах должен был сосредотачиваться зенитно-артиллерийский огонь.

Основным аэростатом, применявшимся в Англии против V-1, был МК-VII. Его конструкцию разработали незадолго до Второй мировой войны на базе английского аэростата артиллерийского наблюдения. В советских системах воздушного заграждения против V-1 действовали аэростаты КО-1, КТН и БАЗ-136.

Таким образом, первый опыт борьбы с крылатыми ракетами показывает: аэростаты заграждения применялись как самостоятельный рубеж обороны. Однако достигнутый англичанами результат в борьбе с V-1 был обеспечен комплексным применением всех противовоздушных средств. При этом исключительную роль сыграло взаимодействие разведки и средств поражения, а также маневр средствами ПВО.

Только за неполных четыре месяца налетов немецких КР на Лондон аэростатами заграждения, как отмечено выше, достоверно была уничтожена 231 ракета. Это составляет около 3% от всех выпущенных ракет (при этом необходимо учитывать, что значительная часть ракет вообще не долетела до Лондона) и более 8% от числа всех сбитых ракет.

Количество КР, поврежденных тросами АЗ, вероятно, было существенно большим. Это можно предположить из того, что 231 КР была достоверно уничтожена только системой аэростатного заграждения Лондона. Аэростатные же заграждения развертывались для защиты многих городов, в том числе и тех, по которым гитлеровцы наносили удар КР вплоть до 29 марта 1945 г. Несомненно, был также и определенный процент КР, поврежденный тросами АЗ и добитый зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Кроме того, поскольку V-1 было оружием площадного действия, то не поддается анализу количество КР, отклонившихся от первоначального маршрута и не поразивших цель после столкновения с тросами АЗ.

Интересно, что современная КР отличается от V-1 только использованием новых материалов, более совершенных двигателей, большей дальностью полета и более высокой точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же "Томагавка" или отечественной КР Х-55.

Следовательно, можно сделать уверенный вывод, что аэростатные заграждения будут не менее эффективны и в борьбе с современными крылатыми ракетами.

Home
Вернуться на главную страницу


Airships at War
© Текст, оформление - Станислав Фёдоров и Михаил Павлушенко, 2000.
Последнее обновление - 30.03.00



Hosted by uCoz