Airships at War


Дирижабль А-60+ "Mineseeker" в Косово - A-60+ Mineseeker Airship in Kosovo


English


Неутомимый Ричард Бренсон
Неутомимый британский миллиардер
Ричард Брэнсон (Richard Branson) -
организатор и вдохновитель программы.

Дирижабль на базе итальянских ВВС в Даковице - Airship in Dakovica Italian Air Force Base
Дирижабль А-60+ на базе
итальянских ВВС в Даковице.

 

Каждый день на минах подрывается 70 человек
По сведениям ООН, каждый год
от подрыва на противопехотных
минах и фугасах погибают или
получают тяжелые увечья
около 25 тысяч человек
(70 человек в день).

 Большинство жертв "минного загрязнения" - женщины и дети
Большинство жертв "минного загрязнения"
составляет беззащитное мирное население -
 женщины и дети.

 Еще не обнаружено более 60 миллионов мин
Еще не обнаружено более 60 миллионов мин,
 а новые мины закладываются быстрее,
чем успевают разминировать старые.

Разминирование  — очень опасная и очень медленная работа
Квалифицированный сапер
может за день очистить от мин участок
размером примерно в половину
теннисного корта.

 

Руководство программы "Миноискатель"
Руководство программы "Миноискатель" -
сэр Джон Чизхолм, баронесса Саймонс и Ричард Брэнсон.

 

Info
Можно прочесть доклад (на англ. яз)
"The feasibility of operating
an Ultra Wideband Synthetic Aperture Radar (UWB SAR)
from an airship for the detection
of mined areas in a humanitarian role"
,
сделанный сотрудниками DERA
на III Международной конференции
по дирижаблестроению
во Фридрихсхаффене (Германия) в 2000 г.

 

Гондола дирижабля с радаром (вид сбоку)
Установка радиолокационной станции
на гондоле дирижабля А-60+
Гондола дирижабля с радаром (вид спереди)

Минное поле на экране бортового компьютера
Так выглядят 4 пластиковые мины на экране
бортового компьютера дирижабля.

Система оптического наблюдения 16DS-M
Система оптического наблюдения 16DS-M
производства компании Wescam.

 

Команда  дирижабля "Миноискатель"
Команда "Миноискателя". 
В центре - Ричард Брэнсон и первый пилот дирижабля Марк Финни

 Дирижабль возвращается с задания...
Дирижабль возвращается с задания...

Стартовая площадка дирижабля с причальной мачтой
Стартовая площадка "Миноискателя"
с причальной мачтой - сооружение
довольно несложное.

 Идет подготовка к полету.
Идет подготовка к полету.

 

Info
Можно посмотреть
Технические данные дирижабля А-60+,
использованного в программе
"Миноискатель".

 

Бронемашина оккупантов у памятника на Косовом Поле
Бронемашина оккупантов -"миротворцев"
у полуразрушенного памятника
на Косовом Поле.
NATO - North American Terrorist Organisation

Дирижабль "Победа", в 1945 году использовавшийся для поиска мин
Дирижабль "Победа", в 1945 году использовавшийся для поиска мин.

 

Дополнительную информацию по
проекту "Mineseeker"
можно найти на сайтах:


Проект "Mineseeker"



Defence Evaluation and Research Agency
Агенство по оценке и исследованию
оборонных технологий (Великобритания)


The Lightship Group

 

Информацию по борьбе с
противопехотными минами
можно найти на сайте:


Landmine Monitor

 

Guestbook
Гостевая книга

Mail
Почта

 

Дирижабль снова в строю!

По сведениям ООН, каждый год в мире от подрыва на противопехотных минах и фугасах погибают или получают тяжелые увечья около 25 тысяч человек (70 человек в день). Согласно “Минному Монитору”, в настоящее время в арсеналах 104 стран находится более 250 миллионов противопехотных мин. ООН отмечает, что на заминированную местность приходится около 900 тысяч квадратных километров годной к использованию земли, на которой могли бы уместиться Франция и Германия вместе взятые. Еще не обнаружено более 60 миллионов мин, а новые мины закладываются быстрее, чем их успевают разминировать. Разминирование вручную — не только очень опасная, но и очень медленная работа. Квалифицированный сапер может за день очистить от мин участок размером примерно в половину теннисного корта. При этом до 98% времени уходит не на обезвреживание мин, а на их поиск. Для поиска используются также специально обученные собаки, но они не способны обнаружить все мины до единой, а, кроме того, это такая же медленная работа.

В настоящее время сведения о заминированных участках в первую очередь основываются на местных слухах и информации, предоставляемой противоборствующими группировками. Из-за неточных сведений около 80% заминированных участков определяются неправильно, вследствие чего карты минных полей оказываются ненадежными или, хуже того, опасные зоны вообще остаются неопознанными, представляя собой угрозу человеческим жизням.

Для того, чтобы эффективно бороться с минами, необходимы, во-первых, более совершенные оборудование и технологии для разведки и нанесения на карту границ минных полей, во-вторых, более совершенные оборудование и технологии для качественного контроля над уже разминированными участками.

Очень вероятно, что новая британская система обнаружения противопехотных мин дирижабельного базирования Mineseeker ("Миноискатель") сможет решить обе эти задачи и поможет точно и быстро направлять немалые средства, выделяемые на разминирование, не только экономя миллиарды долларов и драгоценное время, но и сохраняя человеческие жизни.

Современный дирижабль как носитель высокоточной аппаратуры имеет ряд существенных преимуществ перед вертолетами и самолетами:
- малый почасовой расход горючего;
- длительное время пребывания в полете (до нескольких суток);
- возможность взлета и посадки на необорудованные площадки;
- длительная работа на режиме малых скоростей (вплоть до зависания);
- возможность уверенной длительной работы на предельно малых (метры) высотах полета;
- практически полное отсутствие вибрации;
- простое обеспечение электромагнитной совместимости благодаря малому количеству металлических частей в конструкции аппарата;
- возможность дрейфа с остановленными двигателями и как следствие – безопасность при их отказе.

Все это делает дирижабль идеальным носителем для различного рода приборов зондирования поверхности земли, ее недр и атмосферы.

Видимо это и заставило британских специалистов обратиться именно к дирижаблю в качестве носителя для новой радиолокационной станции с синтезированной апертурой, работающей в ультрашироком диапазоне. Соединение двух передовых технологий предопределило успех программы.

Официальный старт программы “Миноискатель” был дан в Лондоне 16 марта 2000 года на пресс-конференции Оборонного исследовательско-аналитического агентства Великобритании - DERA (Defence Evaluation & Research Agency). На конференции присутствовали: инициатор и главный спонсор программы сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson) – британский миллиардер, большой энтузиаст воздухоплавания, являющийся не только руководителем знаменитой группы компаний Virgin, но и владельцем нескольких воздухоплавательных фирм; баронесса Саймонс (Symons) - министр военных поставок Великобритании; сэр Джон Чизхолм (John Chisholm) - исполнительный директор DERA и полковник Алистер МакЭслан (Alistair McAslan) из Международного центра по гуманитарному разминированию (International Centre for Humanitarian De-mining). На этой пресс-конференции было впервые сообщено, что первые испытания дирижабельной радарной системы, названной "Миноискатель", уже состоялись в середине января на полигоне DERA в Мэлверне (Malvern), графство Вустершир. Принадлежащий The Lightship Group - одной из дирижабельных фирм, владельцем которых является Брэнсон, дирижабль А60+ был оснащен опытным образцом радиолокационной станции с синтезированной апертурой, работающей в ультрашироком диапазоне, разработанной в DERA. Первые результаты оказались весьма многообещающими. Экспериментальная система уверенно обнаруживала установленные на земле металлические и пластиковые мины и миноподобные объекты разных размеров. Самый мелкий объект был всего 10 сантиметров в диаметре и полностью состоял из пластмассы. Было также объявлено, что на завершение программы испытаний уйдет не менее двух лет.

Однако, уже в начале июля 2000 года на III Международной конференции по дирижаблестроению, проходившей в германском городе Фридрихсхаффен, представителями DERA было зачитано несколько докладов о ходе работ над программой "Миноискатель" и при их обсуждении заявлено, что первые полевые испытания системы могут пройти уже в текущем году. В качестве возможных мест проведения полевых испытаний назывались Косово, Кампучия и Таиланд. При этом предпочтение отдавалось испытаниям в Косово, где в составе так называемых "миротворческих" сил находится британский оккупационный контингент, который был готов оказать DERA всемерную помощь и содействие. В качестве возможного заказчика на использование дирижабля в Косово назывался Координационный центр по разминированию при ООН - MACC (Mine Action Coordination Centre).

13 сентября было официально объявлено о полевых испытаниях "Миноискателя" в Косово. Баронесса Саймонс особо отметила тот факт, что испытания будут проведены "на полтора года раньше, чем это первоначально планировалось".

Спонсорами Косовской операции "Миноискателя" стали авиакомпания Брэнсона Virgin Atlantic Airlines, германская газовая компания Linde Gas и американская компания по производству туристической одежды и оборудования The North Face, заказчиком, как и предполагалось, выступил MACC.

МАСС поставил перед “Миноискателем” следующие основные задачи:
- обнаружение и подтверждение местонахождения зарегистрированных минных полей;
- установление точных границ заминированных участков;
- отождествление районов применения кассетных бомб с известными координатами, а также установление местонахождения таких районов, не нанесенных на карты;
- установление наличия и целостности ограждений заминированных участков и предупреждений о минах;
- установление приоритетных направлений действий по разминированию;
- стратегическое планирование применения средств разминирования (доступ к минным полям, необходимое оборудование, специально обученные собаки и т. д.);

-
введение собранных данных, если это необходимо, в базу данных Информационной системы управления разминированием - IMSMA (Information Management System for Mine Action).

В связи с таким широким кругом задач, поставленных перед "Миноискателем", было принято решение об укомплектовании дирижабля кроме радиолокационной станции еще и оптико-электронной системой наблюдения. Такую систему бесплатно предоставила DERA американская компания Wescam (давно сотрудничающая с The Lightship Group), войдя, таким образом, в число спонсоров операции.

Для испытаний The Lightship Group предоставила дирижабль А-60+ №11, постоянно базирующийся в Великобритании. На дирижабле была заменена на новую внутренняя оболочка, и "Миноискатель" перелетел в Германию, где в городе Фридрихсхаффен были проведены дополнительные тренировки двух экипажей, отобранных для участия в испытаниях. 15 сентября 2000 года “Миноискатель” под командованием Марка Финни (Mark Finney) и Энди Макдональда (Andy McDonald) вылетел из Фридрихсхаффена в Швейцарию.
Дирижабль прибыл в Женеву в намеченный срок - 18 сентября, облетев вокруг Международного центра по гуманитарному разминированию. Проведя несколько дней в Женеве, "Миноискатель" продолжил свой маршрут. Он пересек Францию и достиг окрестностей Рима 23 сентября. На следующий день он продолжил путь через Италию в аэропорт Гроттиальи (
Grottiaglie) на западе от Бриндизи. Там дирижабль был подполнен гелием и 27 сентября через шесть часов полета над спокойным морем достиг Корфу.

Затем, произведя смену экипажей, дирижабль направился в сторону столицы Македонии Скопье. Оттуда в среду 4 октября он прибыл в Косово. На следующий день в Приштину доставили систему наблюдения Wescam, экипаж получил подробные инструкции и начал подготовку к предстоящей операции.

Утром, в пятницу 6 октября “Миноискатель” был представлен прессе, и в тот же день в районе Подуево, на участке, подготовленном итальянскими ВВС, состоялся первый пробный полет.

Два первых пилота - Марк Финни и Энди Макдональд совместно с доктором Полом Бишопом (Paul Bishop) - руководителем программы со стороны DERA, и Дэвидом Партриджем (David Partridge) - руководителем программы со стороны The Lightship Group, а также Стивом Саундерсом (Steve Saunders) из MACC и одиннадцатью членами наземной команды были размещены в расположении Королевских инженерных частей и Королевского Принца Уэльского полка.

В среду 11 октября “Миноискатель” совершил продолжительный полет над участками на юге Косово, где в большом количестве были обнаружены мины и неразорвавшиеся боеприпасы. Наземная команда на это время выдвинулась для поддержки дирижабля в Урошевац. После этого при свежем ветре дирижабль прибыл на участок в Стимиле.

Работу несколько осложнили трудности с доставкой гелия, поставляемого компанией Linde Gas, который был задержан на таможне в Фессалониках. Только благодаря усилиям командования британских войск в Косово и руководителя наземной команды Келвина Уайта (Kelvin White), в пятницу 13 октября гелий был доставлен, и дирижабль был подполнен.

18 октября дирижабль прибыл на базу итальянских ВВС в Даковице и через два дня приступил к серии ежедневных полетов над горными районами вдоль границы с Албанией, где находятся большие скопления мин. Во время полетов производилось фотографирование и видеосъемка, которые должны были послужить основанием для составления плана по разминированию на 2001 год. Успешному проведению этих полетов способствовали отличная погода, безоблачное небо и слабый ветер, хотя в Великобритании в это время бушевали бури.

“Миноискатель” вернулся в Подуево 3 ноября и был продемонстрирован главе KFOR генерал-лейтенанту Карло Кабиджозо (Carlo Cabigioso), а также другим ответственным лицам и журналистам. Тем временем с полигона DERA в Мэлверне был доставлен радар и произведена его установка на дирижабле. Вместе с радаром в Косово прибыл инициатор программы - сэр Ричард Брэнсон. Он посетил Подуево и встретился с группой “Миноискателя” 8 ноября, осмотрев дирижабль и установленное на нем оборудование. Во второй половине дня сэр Ричард Брэнсон посетил минное поле в районе македонской границы, а также познакомился с тем, как используются для обнаружения мин специально обученные собаки. Кроме того, группе “Миноискателя” представилась возможность в тот же день поблагодарить BRITFOR - британский военный контингент в Косово и в особенности Королевские инженерные части, которые построили причальную площадку для дирижабля и разместили группу у себя в Подуево.

Первый полет с радаром состоялся 12 ноября после пробного полета над образцами мин. В 15:00 того же дня дирижабль направился к заминированному участку на севере Приштины и с помощью радара собрал первые данные. Таким образом, радар был впервые проверен в "боевой" обстановке с реальными целями. Сразу же по возвращении в Подуево специалист по радару Крис Торнхилл (Chris Thornhill) из DERA загрузил полученные данные в компьютер и смог подтвердить, что информация доставлена в целости и сохранности, и засветки от целей получены. Значение этого полета для всей операции "Миноискателя" в Косово трудно переоценить. Успешные экспериментальные полеты с радаром выполнялись в течение нескольких дней, каждый раз обеспечивая большой объем ценной информации.

14 ноября, накануне завершения операции, исполнительный директор The Lightship Group Майк Кендрик (Mike Kendrick) поблагодарил группу, проводившую испытания “Миноискателя” в Косово, заявив: "Успех "Миноискателя" в Косово превзошел наши ожидания. Удалось выполнить ряд полетов на дирижабле над страной, где только что закончился военный конфликт, собрать с его помощью информацию, которая ускорит темпы разминирования, и получить многообещающие результаты в ходе испытания радара. Группа увлеченно работала над проектом, и мы уверены, что сделали огромный шаг вперед".

Затем дирижабль был разобран для возвращения в Великобританию. Радарное оборудование также было доставлено в Великобританию, где группа исследователей DERA с нетерпением ожидала собранные с его помощью данные. Участники операции вернулись домой, но доктор Бишоп остался в Косово, чтобы внести полученные данные в информационную систему IMSMA координационного центра МАСС.

За шесть недель работы команда "Миноискателя" обследовала 30 минных полей в различных частях страны, сделав 500 фотографий и записав 60 часов видеосъемки.

Результаты работы окажут существенную помощь в определении планов по разминированию. Однако полученные сведения о некоторых заминированных участках уже помогли более эффективно направить ресурсы и усилия саперных бригад. Например, Норвежская организация помощи мирному населению - NPA (Norwegian People Aid) смогла немедленно использовать информацию в работе бригады саперов в сложных условиях холмистой и лесистой местности.

"Миноискатель" внес огромный вклад в понимание ряда проблем, с которыми столкнулись оккупанты-"миротворцы" в Косово, собранные им данные найдут широкое применение в ходе дальнейших операций по разминированию в 2001 году.

В течение последней недели команда “Миноискателя” произвела испытание радара на главной стадии его разработки. Впервые испытание радара проходило в "боевых" условиях. Разработчики проекта надеются, что полученные данные сыграют немаловажную роль в дальнейшем развитии технологии по обнаружению как металлических, так и пластиковых мин. Испытания прошли успешно, и результаты уже представляются весьма многообещающими. Однако для усовершенствования технологии еще потребуется углубленный анализ.

Результаты первого практического применения системы "Миноискатель" дали ценную информацию, которая не оставила никаких сомнений в целесообразности проекта. Более того, Косовская операция показала, что “Миноискатель” будет востребован не только в Косово, и что в ближайшее время уникальная дирижабельная система будет, вероятно, полностью загружена работой. По сообщениям ряда южно-африканских газет следующего появления "Миноискателя" следует ожидать в Мозамбике, где за 16 лет непрекращающейся гражданской войны было поставлено до миллиона противопехотных мин. Переговоры об этом уже ведутся. Вероятно, что эта операция будет уже коммерческой и принесет Ричарду Бренсону неплохую прибыль, вполне способную покрыть затраты на благотворительность в Косово

В своем итоговом сообщении для прессы руководство программы заявило, что программа "Миноискатель" "явилась первым опытом применения дирижаблей в операциях по разминированию". Однако это не так. В Советском Союзе еще в 1945 году на Черном море был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль "Победа" под командой капитана А.И. Рощина.

26 сентября дирижабль “Победа” вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил эту мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.

А.И. Рощин вспоминал: "Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин".

Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.

Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль "Победа" совершил на Черном море 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы "Победы" командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.

Вспоминая тот давний опыт и основываясь на результатах проведенных испытаний британской системы "Миноискатель", можно уверенно заявить, что в сегодняшней России подобный дирижабль-миноискатель крайне необходим. Будем надеяться, что война в Чечне когда-нибудь закончится. Впрочем, смертоносного железа в русской земле не только свежего, но и оставшегося со времен Великой Отечественной еще вполне достаточно. А ведь еще есть наши соседи, а у них - Нагорный Карабах, Абхазия, Приднестровье.… Да и недооценивать перспективы выхода на рынок так называемого "гуманитарного разминирования" в той же Африке, пожалуй, не следует.

Тем более, своя отечественная система для поиска мин с воздуха вроде бы уже имеется. По сообщению ИТАР-ТАСС в ОКБ МЭИ разработан многоканальный сканирующий радиометр, работающий в радио- и инфракрасном диапазонах, который при высоте полета летательного аппарата-носителя 50 метров позволяет в 25-метровой рабочей зоне обнаруживать металлические и неметаллические мины с глубиной залегания до 1 метра. Система предназначена для установки на вертолеты Ми-8 и Ми-17. Однако после того, как все преимущества дирижабля в качестве носителя такого рода аппаратуры уже выяснены, видимо, имеет смысл подумать над ее установкой и на аэростатическом летательном аппарате, благо дирижабли в России уже есть. В качестве одного из вариантов может быть использован патрульный дирижабль ПД-300, разработанный НПО “РосАэроСистемы” и Воздухоплавательным центром “Авгуръ”.

Есть основания надеяться, что у нас еще будет повод вспомнить о российском приоритете в применении дирижаблей для поиска мин.

Home
Вернуться на главную страницу


Airships at War
© Текст, оформление - Станислав Фёдоров, 2001.
Последнее обновление - 12.02.01
Использованы фотографии Тима Гранта (Tim Grant), проекта "Mineseeker", KFOR и Landmine Monitor


Hosted by uCoz